Назад

Партизанский маркетинг? Не слышали…

Популярно
Андрей Батурин
Андрей Батурин
17.05.2018
0

Стандартная реклама срабатывает не всегда. В таких ситуациях маркетологи предлагают альтернативные способы завоевания аудитории. Нам предстоит разговор о партизанском маркетинге, главная примета которого — отход от традиционных методов привлечения внимания.

Партизанский маркетинг

— guerrilla marketing — понятие, которое ввел в оборот американец Д. Левинсон. Дело было в 1984 году, но приемы, описанные им, актуальны и сегодня. Изначально автором партизанский маркетинг позиционировался как нестандартная реклама с экономией бюджета. Позднее термин приобрел и другой смысл — замаскированный маркетинг, который не вызывает у аудитории ассоциаций с рекламой.

Классика партизанского маркетинга от Левинсона

Гуру «партизанщины» считал, что особенность этого способа продвижения — в создании креативной, но дешевой рекламы.

  1. Кампания может создаваться ситуативно, из подручных средств, которые сами плывут в руки. Но может и тщательно планироваться, а выглядеть при этом нарочно как сиюминутный порыв вдохновения.
  2. Второе отличие в том, что используется необычный, креативный подход, изюминка, до которой прежде никто не додумывался.
  3. Третий признак — это виральность, то есть кажущееся естественное происхождение и живое распространение рекламы. Креатив запускается в массы, а дальше аудитория сама транслирует информацию о бренде путем обсуждений, сарафанного радио.

Левинсон советовал:

  • Привлекать к кампании максимум внимания. Такая реклама изначально не рассчитана на СМИ, но она настолько резонирует, что журналисты с радостью сами освещают подобные мероприятия. Примером станет акция Tele 2, когда бренд очень символично «хоронил» дорогую связь.
  • Составлять детальный план, продумывать каждое действие. При этом результат должен восприниматься как легкая импровизация.
  • Размещать сообщения в нестандартных местах, в необычное время.
  • Свою ЦА надо чувствовать, а конкурентов — изучать и остерегаться. Они вполне могут позаимствовать креативную идею, тогда она утратит всякую оригинальность.

Скрытая реклама. Партизаним по-тихому

Тут уже Левинсон ни при чем. «Потайное» значение партизанский маркетинг получил позднее. Реклама, тщательно законспирированная, запускается в народ так, чтобы никто не догадался.

Партизанский маркетинг

Сведения о бренде или продукте проникают в сознание ЦА подспудно, путем:

  • Упоминаний известными личностями, лидерами мнений;
  • Появления рекламируемого товара в кадрах премьерных фильмов;
  • Распространения отзывов о товаре, обсуждения его характеристик. Раньше, к примеру, для этих целей использовались рестораны, очереди в магазинах, клубы, улица. Сейчас — соцсети, блоги, форумы-отзовики.
  • Использования труда амбассадоров, подставных персон. Известна кампания Bacardi Breezer, когда нанятые актеры демонстративно заказывали напиток в элитных барах и клубах, приобретали его в магазинах, расхваливая и перечисляя преимущества. На самом деле до такого метода (вызывать ажиотаж вокруг продукции) догадались гораздо раньше. В конце 19 века купец Шустов нанимал студентов, которые приходили в кабак и громогласно требовали подать шустовскую водку. А потом разочарованно покидали заведение, когда товара не обнаруживалось. Трактирщикам ничего не оставалось, как закупать «популярный» продукт.

Инструментов у партизанского маркетинга много. Названные примеры — лишь иллюстрация его сути. Фокус в том, что когда способ скрытого продвижения раскусили и развенчали, он перестает быть тайным. Приходится изобретать нечто новое.

Что используется в партизанском маркетинге: примеры

Ростовыми куклами, раздающими листовки и флаеры, уже никого не удивишь. Жалость берет, когда смотришь на такого рекламного персонажа, закованного в плюш жарким днем. Но у уличной пропаганды огромное количество возможностей. Взять, к примеру, те же футболки с неоднозначными надписями, плакаты, разнообразные переносные конструкции.

Иногда самодельные штуки выглядят лучше, чем дорогая рекламная полиграфия. Можно установить стрит-лайн и менять на нем надписи хоть несколько раз в день. Или развернуть ситуацию в свою пользу, как в случае с забором:

Партизанский маркетинг

Наклейки на стенах, дверях, окнах, надписи на асфальте

Перед премьерой «ОНО» на улицах можно было встретить такую вот инсталляцию у дождевых стоков. Сразу становилось немного страшненько.

Партизанский маркетинг

Дверные таблички

Неизменный атрибут отелей используют не только по назначению. Там отлично размещается креативная реклама салонов красоты, косметики, доставки еды, цветов и другого.

Партизанский маркетинг

Печатные издания

И из обычного газетного объявления создают шедевр. Главное — четко поставленная цель!

Партизанский маркетинг

Оригинальные визитки

Кто сказал, что визитная карточка должна быть сделана из бумаги? Здесь огромный простор для креатива — визитки делают из ткани, пластика, резины, печенья:

Партизанский маркетинг

Садовая и парковая мебель

Скамейки в скверах и парках могут стать не только местом отдыха горожан, но и отличной рекламой! Посмотрите на эту лавку-спагетти:

Партизанский маркетинг

Шоковая терапия

Один из главных приемов партизанского маркетинга — эпатаж. Иногда он даже выходит за рамки допустимых приличий. Тот контент, который надо помечать 18+, размещать мы, конечно, не будем. Но имейте в виду, что такой вот боди-арт, хоть и талантливый, но очень скромный:

Партизанский маркетинг

Носителем идеи становится что угодно

Оригинальная реклама средства от блох у собак в торговом центре Джакарты. Люди с высоты и впрямь выглядят, как мелкие насекомые.

Партизанский маркетинг

Примеры иллюстрируют основные принципы партизанского маркетинга:

  • Неординарность подхода;
  • Иногда весьма скромный бюджет;
  • Мощное воздействие оригинальности, нередко шокирующее зрителей;
  • Однократность акции: второй раз эта молния в то же место не ударит, потому что у креатива тоже есть «срок годности».

Партизанский маркетинг онлайн

Партизанить полезно для продвижения. Особенно тем, кто ограничен в рекламных средствах.

Какие методы для этого используются:

  • Генерация собственного вирального контента, пользовательского контента — наглядный пример партизанского маркетинга в Сети.
  • Вирусный контент не создается по единому рецепту. Но если у вас получилось сделать пост, которым будут делиться, считайте себя партизаном. Таким материалом может стать полезная публикация-инструкция, мем, видео-ролик, фото.
  • Скрытая реклама стала одним из ключевых инструментов крауд-маркетинга. Репутацию в Сети создают отзывами, комментариями, обзорами.
  • Ньюсджекинг, взаимодействие с новостными порталами тоже можно отнести к этой группе.
  • Контент-маркетинг, если вдуматься, — насквозь партизанская технология. Пользователи привлекаются полезным контентом, который якобы не продает. Но мы-то знаем, что расчет делается на долгосрочную перспективу и планомерно увеличивающуюся лояльность ЦА.

Партизанский маркетинг — это другая реклама, которую не всегда можно распознать с первого взгляда. Иногда это взрыв креатива и эпатажа. Но, в любом случае, такой подход может эффективно продвинуть бренд, товар, компанию. Практикуйте!

Понравилась статья? Сохраните у себя в соцсетях и поделитесь с другими!