Частые ошибки, которые допускают при разработке логотипов
186 Андрей Батурин,Андрей Батурин
Логотип — это центральный элемент фирменного стиля компании, поэтому недооценивать его важность нельзя. Хороший лого способен создать компании нужный имидж в глазах аудитории, подчеркнуть ее особенности и задать нужное “настроение” всему образу. От логотипа во многом зависит, как компанию будут воспринимать новые клиенты, поэтому важно максимально ответственно отнестись к его разработке. В этой статье мы расскажем, почему логотип так важен, а также разберем типичные ошибки при его разработке.
Почему логотип важен
Важность этого элемента дизайна сложно переоценить. Это одновременно и лицо компании, которое отражает ее сферу деятельности, принципы, подходы и ключевые особенности. Это и полезный маркетинговый инструмент, который используется в рекламе и других мероприятиях по привлечению клиентов. Это и уникальный способ выделиться на фоне конкурентов, показать свою индивидуальность и неповторимость.
Задумайтесь, почему, например, среди практически одинаковых смартфонов с одинаковыми функциями и ценой одни покупатели выбирают один бренд, вторые — другой, а третьи — третий? Ответ прост: они выбирают понравившийся им образ, который сформирован во многом благодаря фирменному стилю и лого.
Поэтому к разработке логотипа компании следует подходить максимально серьезно и ответственно, так как от него зависит ваш имидж в глазах потенциальных клиентов.
Кстати, подробнее мы разбирали эту тему в статье “Логотип — важнейшая часть бренда”.
Почему логотип может получиться плохим
Однако не все понимают важность этого элемента, поэтому в мире существуют тысячи плохих лого, которые негативно влияют на продажи и имидж компаний.
Обычно такое происходит по нескольким причинам:
- Заказчик во что бы то ни стало хочет сэкономить. Ради этого он не остановится ни перед чем и может даже нарисовать лого самостоятельно. В крайнем случае — заказать у родственника или знакомого, который когда-то в детстве ходил в художественную школу. В этом случае рассчитывать на достойный результат — бессмысленно.
- Дизайнер не имеет опыта в создании лого. Да, возможно, он отлично рисует иллюстрации или создает крутой дизайн сайтов, но конкретно в этом деле у него нет опыта.
- Разработку поручили дизайн-студии, которая не заботится о качестве своих работ и делает все по шаблону.
Чтобы избежать таких ситуаций, заказывайте разработку у опытных дизайнеров, у которых в портфолио не один десяток реализованных проектов.
А теперь перейдем к распространенным ошибкам, которые допускают при разработке логотипов.
Ошибки
Использование самых очевидных образов
Представьте: вам нужно придумать логотип для сети автосервисов. Какие у вас идеи? Наверняка первое, что придет в голову — это стилизованный образ автомобиля или какого-нибудь инструмента (гаечного ключа или шестеренки), на крайний случай — колеса. Кажется, что это отличная идея, но нет. Сразу отбрасывайте ее в сторону.
Такие идеи не уникальны и посредственны, поскольку сразу приходят в голову любому. Просто посмотрите вокруг и вы увидите десятки автосервисов, которые обыгрывают один и тот же образ.
Из этого же разряда — силуэт спортивной фигуры для лого спортзала, стилизованное изображение красивой прически для парикмахерской и т.д. Лучше подумать подольше и создать действительно неповторимый дизайн, чем довольствоваться первым пришедшим в голову образом.
Поручить разработку новичку или любителю
Если над задачей работает непрофессионал, ожидать хорошего результата бессмысленно. Но если в других сферах зачастую можно быстро исправить ситуацию — уволить продавца и нанять нового, быстро найти более опытного маркетолога и т.д. — то в случае ошибки в логотипе вы рискуете имиджем всей компании. Представьте: вы заказали лого у неопытного дизайнера, а он “вдохновился” какой-нибудь чужой работой. Вы уже разместили изображение на продукции, в рекламе, на сайте, и тут вам приходит иск о нарушении патентного права. Неприятная ситуация.
Поэтому лучше обращайтесь к профессиональным дизайнерам с богатым опытом и ясным видением своей работы. Желательно перед этим ознакомьтесь с портфолио специалиста или студии, чтобы убедиться в их компетентности.
Использовать несколько шрифтов
Подробно тему шрифтов мы разбирали в большом материале “Как выбрать шрифты для сайта”. Здесь же напомним, что использовать в логотипе сразу несколько шрифтов — это большая ошибка. Максимально допустимый лимит — это два, и то, если вы уверены в навыках дизайнера и доверяете ему, потому что даже два шрифта совместить в столь небольшом элементе — задача не из простых.
А если шрифтов несколько, цельный образ рассыпается на глазах, лого превращается в нагромождение несочетающихся элементов, и на этом фоне теряется основная идея.
Разработка в растровой графике
Запомните: логотип должен быть в векторной графике. Никаких JPEG, GIF и прочих форматов, которые сжимают пиксели и по-разному отображаются в зависимости от носителя.
Почему это важно? Потому что векторная графика обеспечивает корректное отображений изображений на любом устройстве: хоть на мобильном телефоне, хоть на ultraHD-телевизоре с двухметровой диагональю. Без пикселей, без сжатий.
Также векторный формат упрощает редактирование исходников, так как с ним работать удобнее. Изображение в векторе можно легко напечатать на огромном билборде без потери в качестве. Единственное ограничение, которое есть у этого формата — невозможность использовать дополнительные эффекты: тени, размытия и т.п. Но сейчас многие и так обходятся без них.
Исходить из собственных предпочтений, а не из ожиданий клиента
Эту ошибку часто допускают дизайнеры, которые не учитывают в работе цели и задачи заказчика. Логотип должен служить конкретной цели, и не всегда для этой цели ему нужно быть сверхоригинальным, экстравагантным и выполненным по последней моде.
Если разбирать эту ошибку на примере, представьте: дизайнеру очень нравится минимализм, он считает такой стиль модным и современным и использует его в работе над самыми разными проектами. Но минимализм не универсален — да, он подойдет для сферы IT, для инновационных компаний, но, например, в логотипе пивоварни или птицефабрики он будет смотреться не к месту.
Однако здесь важно соблюдать баланс и, с другой стороны, не идти во всем на поводу у заказчика, потому что не всегда он бывает достаточно компетентен в дизайне и из-за этого может давать неверные советы. Чтобы избежать такого, дизайнер должен четко понимать цель логотипа, особенности деятельности компании и ее продукта, основные преимущества и примерный портрет целевой аудитории. Получив эти данные от заказчика, ему стоит положиться на собственный профессионализм и опыт. В случае, если заказчик хочет “по-другому”, грамотный дизайнер всегда сможет объяснить, почему правильно будет сделать именно так, а не иначе.
Ошибки со шрифтами
Если в логотипе присутствуют буквы или цифры, очень важно ответственно подойти к работе над шрифтами. Шрифт может сделать лого серьезным или, наоборот, веселым, придать ему консервативности или, наоборот, современности. От шрифта зависит многое, и при работе над ним могут допускать сразу несколько распространенных ошибок:
- Ошибка 1 — использовать стандартные шрифты. Никогда так не делайте, даже если вам очень нравится Times New Roman или Calibri. Использовать готовые шрифты в первозданном виде, особенно, такие популярные, — это моветон. К тому же, стандартный шрифт не предназначен для начертания в логотипах — у него может быть неподходящая высота букв, не те пропорции и расстояния между буквами. Над всем этим нужно работать отдельно.
- Ошибка 2 — делать слишком необычный шрифт. Здорово, что вы хотите выделиться, но в этом деле важно не переусердствовать. Каким бы красивым и оригинальным ни был шрифт, если он не вписывается в общий образ, значит, он плохой для этого случая.
- Ошибка 3 — не учитывать разные форматы. Шрифт может отлично смотреться на экране компьютера, но в мобильной версии он может стать неразборчивым, а на визитке так и вовсе сливаться с фоном. Такое часто случается, когда в логотипе слишком тонкие линии — они отлично смотрятся на большом экране, но на маленьких экранах или на печатной продукции могут быть незаметны. Чтобы избежать этого, обязательно тестируйте шрифт на разных носителях и в разных размерах.
Потакание трендам
Ошибкой будет следовать сиюминутной моде в дизайне, потому что мода меняется, а логотип остается обычно как минимум на несколько лет, а то и дольше. Да, крупным брендам тоже периодически приходится делать редизайн, так как их логотипы устаревают, однако лучше делать такой дизайн, который будет актуален всегда — как у Coca Cola.
Ошибки в выборе цветовой гаммы
Цвет — еще один основообразующий элемент логотипа наравне со шрифтом. При выборе цвета обычно допускают следующие ошибки:
- Ошибка 1 — слишком много цветов. Если ваш символ — не радуга, лучше ограничить количество цветов до двух-трех. К тому же, чем больше цветов, тем больше шанс, что они будут некорректно отображаться на разных носителях: на печатной продукции, на спецодежде, упаковках и т.д.
- Ошибка 2 — цвета не соответствуют “настроению” компании. Каждый цвет имеет свои ассоциации — спокойствие, страсть, надежность, легкость, брутальность и т.д. Важно подбирать такие цвета, которые отражают принципы и особенности позиционирования компании.
- Ошибка 3 — нет черно-белой версии. Если лого плохо смотрится в черно-белой версии, значит, он недоработан. Его не получится разместить на документах, а при ксерокопии он будет терять свои очертания.
Непонятно, что изображено
Далеко не все дизайнеры умеют работать с абстрактными образами, чтобы в них все-таки угадывался нужный смысл. Поэтому если вы не опытный профи, лучше избегайте непонятных фигур, так как аудитория может просто не понять, что вы имели в виду. Человек не должен ломать голову в попытках разгадать заложенный вами смысл, идея должна считываться сразу.
— Большинство ошибок в разработке логотипа компании связаны с неверно выбранными шрифтами и цветовой гаммой. Это два элемента, который задают всю концепцию. Другие распространенные ошибки связаны с излишней простотой или, наоборот, излишней сложностью образов. Чтобы избежать этого всего, советуем обращаться за разработкой логотипов к опытным дизайнерам.