Зачем нужно проектирование сайта
723 Андрей Батурин,АНДРЕЙ БАТУРИН
Мы занимаемся разработкой сайтов с 2007 года и за это время наши подходы к разработке очень сильно изменились. Мы стараемся сделать процесс создания сайта максимально понятным и прозрачным для клиента, делая это не в ущерб качеству.
Сейчас процесс разработки сайтов содержит три этапа - предварительный этап, этап проектирования и непосредственно разработку сайта. Мы и раньше делали проектирование, но оно было совмещено с этапом разработки сайта. Теперь проектирование вынесено в отдельный этап, и может быть заказано отдельно от разработки сайта.
Зачем нужно проектирование веб сайта?
Ведь для начала работ по разработке сайта теперь требуется заключать отдельный договор на проектирование сайта, а это лишняя бумажная волокита. Не проще ли было оставить все как есть – заключать один договор на разработку сайта? Мы уже неоднократно убедились в том, что это было верным решением и в этой статье я расскажу почему.
Рассмотрим, как обычно происходит на практике начало разработки сайта. К нам поступает запрос на разработку, в девяносто семи случаях из ста, он поступает в виде какого-то краткого брифа или произвольного набора требований. Изучая поступившую информацию, мы делаем краткий обзор рынка по требуемой тематике и на основе входных требований, краткого анализа рынка и своего опыта строим объектную модель сайта, которая содержит информацию о количестве страниц их иерархии и содержании.
Данная модель позволяет нам и клиенту более точно понять - что мы будем делать. Опираясь на эту модель, мы можем предположить каким должен быть будущий сайт и сколько нам потребуется времени на его разработку. Исходя из временных затрат можно узнать примерную стоимость проекта. Созданная нами объектная модель сайта в сопровождении с краткими пояснениями презентуется клиенту, а также мы озвучиваем точную стоимость следующего этапа проектирования сайта и ориентировочную стоимость этапа разработки.
Почему мы не называем точную стоимость разработки сайта при первоначальном запросе?
Дело в том, что делая свою примерную оценку мы, не располагаем полным объемом информации по проекту и недостающую часть данных мы заполняем усредненными значениями. Вполне вероятно, что дальше, в момент выявления требований к сайту, заказчик выскажет свои пожелания, при этом усложнив или наоборот упростив задачу. Эти изменения будут учтены и повлияют на конечную стоимость сайта. Если бы мы при оценке изначально зафиксировали именно этот усредненный вариант разработки (назвав точную стоимость проекта) мы бы сразу поставили себя и заказчика в эти рамки.
Мы не могли бы делать какие-то более сложные варианты разработки (даже при необходимости), поскольку в основе наших расчетов были учтены менее дорогостоящие решения и разработка, чего-то более сложного просто не будет оплачено, т.к. стоимость не была учтена.
Заказчик, в случае, когда он понял, что ему требуется сделать отдельные элементы сайта более простыми, а мы их уже посчитали как более сложные, будет вынужден переплачивать за ненужную ему работу.
Таким образом, получается, что обе стороны будут иметь разные представления о конечном продукте и очень маловероятно, что такая разработка будет иметь положительный исход. Как правило, все идет хорошо до момента первой демонстрации выполненной разработчиками работы и там начинаются проблемы. Так как клиент увидел, что какие-то детали сделали не так, как он это видел в своем воображении.
Избежать всех этих неприятных моментов позволяет этап проектирования, поскольку он позволяет дать максимально полное представление заказчику и исполнителю о том, что будет создаваться, как это будет выглядеть и какова будет логика работы.
Какие работы выполняются на этапе проектирования?
Ниже будут перечислены работы, которые рекомендуется, но в отельных случаях по пожеланиям клиентов, они могут быть выполнены не в полном объеме или вообще не проводиться.
Проводится подробный опрос представителей заказчика, собирается информация о деятельности компании, ее позиционировании, целях и задачах проекта и многом другом, что потребуется при планировании сайта. На основании полученных данных составляется бриф, который утверждается заказчиками. Далее выполняется анализ сайтов конкурентов – мы проводим анализ сайтов прямых и косвенных конкурентов. Во время анализа выявляются сильные и слабые стороны. Результаты фиксируются.
На основе данных, полученных в ходе опроса клиентов, выявляется целевая аудитория сайта и составляются персонажи. Прорабатываются процессы их взаимодействия с сайтом – какую информацию ищут на сайте, куда переходят, что делают. На основе полученных данных проводится доработка объектной модели сайта.
На основе объектной модели сайта и сценариев взаимодействия персонажей с интерфейсом сайта разрабатываются прототипы страниц сайта. На прототипах мы используем уже чистовой текст, именно тот, который потом будет на готовом сайте.
Проделанная работа презентуется заказчикам, в презентации рассказывается весть процесс разработки и почему в прототипе было реализовано то или иное решение. При необходимости, в прототип вносятся правки и коррективы. После утверждения прототипов заказчиком пишется Техническое задание на разработку сайта. В данном документе описывается логика работы каждого элемента сайта, технические ограничения и требования к сайту. Техническое задание также утверждается заказчиком.
По окончании работ, на этапе проектирования, у заказчика имеется полный комплект документации, необходимый для разработки сайта и еще, что не менее важно, в процессе проектирования и постоянного контакта с заказчиком, он сам начинает четко понимать - какой именно будет разработан сайт. И только когда написано ТЗ и утверждено заказчиком, проводится финальная оценка стоимости разработки самого сайта и называется точная стоимость и сроки.
Таким образом, проектирование сайта позволяет: - заказчику постоянно контролировать и понимать каким будет будущий сайт - дает свободу действий заказчику, ведь он, при необходимости, может легко вносить изменения и коррективы, которые не повлекут за собой дорогостоящие работы по переделке уже созданного сайта - экономить деньги время, которое уходило бы на внесение правок в уже готовы сайт видеть весь проект в целом - получить более качественный, продуманный и проработанный в комплексе продукт - позволяет говорить разработчикам и заказчику на одном языке, исключая возможность двоякого толкования при обсуждении проекта