Возможности веб-сервисов в примерах
3187 Андрей Батурин,Андрей Батурин
Иногда для решения той или иной задачи бизнеса в интернете недостаточно создания сайта — даже “сложного” с разнообразным функционалом и большим количеством страниц. Но это не значит, что компании нужно отказаться от своей задачи — скорее всего, для ее решения просто нужен другой формат. Например, полноценный веб-сервис. В это статьей на понятных примерах мы расскажем, что такое веб-сервис и какие у него есть возможности.
Что такое веб-сервис и чем он отличается от веб-сайта
Начнем с небольшого определения. Веб-сервис — это онлайн система, которая обеспечивает взаимодействие разных частей платформы между собой и со сторонними сервисами и тем самым решает задачи клиента или предоставляет ему услуги. Звучит сложно? Давайте разберем на примере.
Допустим, у вас есть риэлторское агентство, и вы решили, что вам нужно интернет-представительство.
Если вы хотите просто размещать там список своих услуг, расценки, сведения о персонале и районах, в которых вы работаете, контакты — в общем, делиться информацией с заинтересованным пользователем, — то вам нужен веб-сайт.
Если же вы хотите предоставлять онлайн-услуги пользователям — например, сделать калькулятор для расчет ипотеки, интегрированный с банковскими системами, или функцию подбора объектов недвижимости по параметрам, которые указывает сам пользователь, — то это будет уже веб-сервис.
И здесь нужна будет намного более сложная работа над проектом — разработчикам предстоит наладить синхронизацию сервиса с другими сервисами (банками, базами данных по недвижимости), настроить оповещение пользователя о результатах, предусмотреть разные варианты пользовательского пути и изменения условий (например, в какой последовательности сервис должен показывать результаты выдачи, как ему обрабатывать данные, которые пользователь указывает в фильтрах подбора и т.д.)
А теперь еще раз дадим определение веб-сервиса — это система, которая обеспечивает онлайн-взаимодействие разных элементов платформы между собой и с пользователем.
Возможности веб-сервисов
У веб-сервисов намного более разнообразные и гибкие возможности, чем у обычных сайтов. Вот, что они умеют.
- С помощью веб-сервиса можно интегрировать бизнес-процессы одной компании с процессами другой компании или организации (например, партнерской). Такое решение очень распространено в сфере e-commerce (онлайн-торговли) — компании интегрируются с банковскими сервисами, чтобы принимать платежи от клиентов. Встречается это решение и в других сферах.
- Веб-сервис может значительно упростить внутренние процессы компании: бухгалтерию, ведение другой документации, логистику, коммуникации с клиентами и т.д. Например, можно создать корпоративное онлайн-пространство для всех сотрудников с их личными кабинетами, где сотрудники могут обмениваться рабочей информацией.
- Если создавать индивидуальный веб-сервис, а не пользоваться готовыми решениями на рынке, можно решить очень узкие и специфичные задачи конкретно вашей компании с учетом вашего контекста и всех особенностей. В нем можно настраивать уровни доступа пользователей, условия срабатывания разных функций и т.д.
Подробнее о преимуществах веб-сервисов для бизнеса читайте в статье нашего блога.
Примеры простых и сложных веб-сервисов
Официального разделения веб-сервисов на простые, средние и сложные нет, но мы из нашего опыта ориентируемся на следующие особенности (они касаются количества функций и объемов работы над сервисом).
Простой веб-сервис
Минимальный функционал для взаимодействия с пользователем и минимальная интеграция со сторонними приложениями. Пример — простой агрегатор, который по указанным пользователем параметрам собирает информацию в других сервисах и показывает ее. Это может быть список кафе в городе, прогноз погоды в разных городах, каталог местных производителей и т.д.
Средний веб-сервис
Здесь функционал может быть устроен сложнее — добавляется документооборот, интеграция с несколькими веб-приложениями, настраивается разветвленная структура действия в зависимости от разных условий. Пример — личный кабинет пользователя, через который он может искать товар, заказывать и получать услуги, оплачивать их, оформлять доставку. Чаще всего встречается в сфере e-commerce.
Сложный веб-сервис
Сюда можно отнести все соцсети и платформы со сложным документооборотом (например, портал “Госуслуги”). Здесь необходима интеграция с большим количеством сторонних сервисов, настройка сразу нескольких путей пользователя в зависимости от его потребностей.
Отдельно хочется привести пару примеров из нашей собственной практики.
Для агентства недвижимости “МЁД” мы разработали сервис-каталог, который интегрирован с огромной базой недвижимости. Пользователь на сайте агентства указывает интересующий его параметры, и сервис из этой базы подбирает наиболее привлекательные предложения. Это можно считать примером простого веб-сервиса. Подробнее о кейсе.
Для сети ресторанов CARL’S JR. мы сделали веб-сервис среднего уровня сложности. Это закрытый сайт для сотрудников компании, который автоматизирует взаимодействие между главным офисом и многочисленными сотрудниками из разных ресторанов. Здесь настроена многоуровневая система доступов и ролей у пользователей, богатый функционал, “заточенный” под конкретные задачи компании. Подробнее о кейсе.
— Веб-сервис — это более сложный продукт, чем обычный сайт, и его заказывают либо для амбициозных проектов (стартапов, соцсетей, интернет-магазинов), либо под узкоспециализированные задачи бизнеса (системы документооборота, корпоративные сети и т.п.).