Как писать тексты интерфейсов: UX-копирайтинг

Как писать тексты интерфейсов: UX-копирайтинг

Андрей Батурин,
Андрей Батурин

Андрей Батурин

О текстах и их важности для сайтов мы писали много. Они помогают продавать продукт, они поддерживают пользователей и объясняют им преимущества вашей продукции, они развлекают и обучают. Но в этой статье мы хотим рассказать о UX-копирайтинге, о текстах для интерфейса. Это отдельное направление копирайтинга, которое отличается своими правилами и особенностями. В крупных компаниях даже есть специальные должности UX-копирайтеров, которые пишут только такие тексты. Что же они представляют собой, зачем нужны и как их писать — разберем в этой статье.

Что такое тексты интерфейса и чем они отличаются от обычных текстов на сайт

Понятие текста для интерфейса тесно связано с другим понятием — UX. UX (User Experience) переводится как “Пользовательский опыт”. Это процесс организации визуального контента (текстов, кнопок, картинок и всего, что есть на сайте) таким образом, чтобы пользователю было удобно этим пользоваться.

Чтобы он не ломал голову, где искать ту или иную функцию, как открыть нужную страницу, куда нажать, чтобы увидеть контакты компании, как вернуться на “Главную” и т.д. Задача UX-дизайнера — предусмотреть пользовательский опыт посетителей и сделать так, чтобы пользоваться сайтом можно было интуитивно.

При чем же здесь тексты? Дело в том, что тексты интерфейса являются неотъемлемой частью дизайна. Они должны гармонировать с ним и, как и остальные элементы, помогать пользователю получить то, что он хочет.

Что мы относим к текстам интерфейса

1. Названия кнопок: “Купить”, “Заказать”, “Показать позже”, “Узнать подробнее”, “Отменить”, “Вернуться” и т.д.

2. Названия разделов: “Главная”, “Услуги”, “Контакты”, “Прайс”, “Наша команда” — все эти названия являются частью UX-текста.

3. Системные сообщения. После некоторых действий на сайте пользователю высвечивается окно с триггерным сообщением. Триггер — это действие пользователя, в ответ на которое что-то должно произойти. Например, он нажал кнопку “Отложить товар” — после этого обязательно нужно ему сообщить, что товар отложен. Или заполняет он форму обратной связи, но забыл указать свое имя — снова сообщение с просьбой вписать недостающую информацию. Все это — тоже тексты интерфейса.

Цель UX-текстов

У разных текстов на сайте могут быть разные цели. Есть тексты, которые пишут с учетом SEO-продвижения: в них обязательно должны быть ключевые слова и строгая структура. Есть “продающие” тексты, которые направлены на то, чтобы убедить посетителя сайта сделать целевое действие: купить, подписаться, зарегистрироваться и т.д.

Цель UX-текста

У UX-текстов цель иная. Они нужны, чтобы максимально просто и доходчиво донести полезную информацию. Сообщить о следующем шаге, показать, на каком этапе оформления заказа находится покупатель, объяснить, что произошло после нажатия кнопки, направить в нужный пользователю раздел.

Цель UX-текста — помочь человеку быстро сориентироваться в интерфейсе и понять, что от него хотят и что происходит.

Как писать тексты интерфейса, чтобы они были полезными

Некоторые копирайтеры, не знакомые с особенностями UX или просто не желающие углубляться в это направление, пишут тексты интерфейса так же, как писали бы обычные статьи, новости или посты в соцсетях: с креативом, не особо задумываясь о лаконичности, без четких указаний.

Из-за этого посетители сайта испытывают трудности: не могут найти то, что им нужно, не понимают, как работает та или иная кнопка, не видят, отправился ли их запрос, не могут разобраться, что делать, чтобы получить нужный им результат.

Чтобы избежать этого, советуем при работе над текстами интерфейса следовать базовым правилам.

Предельная ясность

Текст интерфейса должен быть прост и понятен, как швейцарские часы. Важно, чтобы его содержание нельзя было даже при желании истолковать в разных смыслах. Например, ситуация: пользователь оставил свой номер телефона, чтобы ему перезвонили. Плохое сообщение будет звучать так: “Спасибо, хорошего дня!”. А хорошее примерно так: “Позвоним вам завтра с 9 до 18”.

Больше конкретики

UX-тексты не должны быть абстрактными и эмоциональными. Эмоции и голос бренда — это хорошо, но только, пока не противоречит ясности. Пример: вы заказали пиццу, оформили доставку и нажали “Заказать”. Плохое сообщение в этой ситуации будет таким: “Отлично!”. А хорошее — “Доставим за час!”

Единообразие

Одни и те же понятия и элементы сайта должны везде называться одинаково. Если вы обращаетесь к клиенту на “вы”, используйте это обращение везде. Если, например, у вас на сайте есть “Расписание”, в любых текстах оно должно оставаться расписанием: не календарем, не планом и не графиком. Иначе посетители запутаются в терминах.

Лаконичность

Тексты интерфейса — это не тот элемент, где стоит упражняться в юморе, креативности, сторителлинге и НЛП. Все UX-тексты должны быть настолько короткими, насколько это возможно. Оставляйте только суть и отсекайте все лишнее. Сомневайтесь буквально в каждом слове: “если его убрать, смысл изменится?” Если не изменится, удаляйте сразу. Ищите более емкие и короткие синонимы, удаляйте причастные, деепричастные и прочие обороты. Пишите односложно и помните о цели UX-текстов: помочь разобраться в интерфейсе. Все, что не помогает — удаляем.

Ошибки, которые допускают в UX-копирайтинге

А теперь давайте разберем самые частые ошибки, которые встречаются в UX-копирайтинге. Обычно их допускают копирайтеры, которые набили руку на продающих и SEO-текстах.

Ошибки UX-текстов

  • Слишком много деталей. Иногда копирайтер в одном окне сайта хочет объяснить пользователю буквально все: как, зачем и почему. Он вдается в подробности, и из-за этого текст разрастается до неприличных объемов и только запутывает посетителя сайта. Тот хочет просто понять, что будет, если нажать кнопку “Отменить”, а на него вываливают тонну информации о политике возврата товаров.
  • Сослагательные наклонения и модальные глаголы. Они увеличивают количество текста, не несут дополнительного смысла. Например, вместо “Вы можете оставить свой номер, чтобы мы могли позвонить вам” лучше сказать “Оставьте свой номер, и мы вам позвоним”.
  • Излишний официоз или панибратство. Канцеляризмы портят любой текст, и UX-текст — не исключение. А вот сленг и большое количество эмодзи тоже будут тут некстати.
  • Игнорировать дизайн и верстку. UX-текст — это не самостоятельный элемент, а часть интерфейса. Он должен быть подчинен общему дизайну и дополнять его, а не противоречить. Если по дизайну кнопка должна быть конкретного размера, не пытайтесь уместить на ней слово, которое туда не влезает. Думайте о том, чтобы описания к похожим элементам были примерно одинаково объема и с одинаковым форматированием.

— UX-тексты нужны, чтобы помогать пользователю ориентироваться в интерфейсе сайта (приложения, программы). Копирайтеру следует писать их короткими, стилистически нейтральными и максимально четкими. В противном случае человеку, зашедшему на сайт, будет трудно понять, что от него хотят и как получить желаемый результат. А если ему будет трудно это понять, он просто закроет сайт и уйдет туда, где тексты понятнее и проще.

Понравилась статья? Сохраните у себя в соцсетях и поделитесь с другими!

Обсудить

Другие статьи по тегам

сайты

на эту тему

Как написать текст для сайта, который захотят читать?
Как написать рекламный текст: примеры, инструкции, законы жанра
Тексты для сайта: где взять и как написать
Ошибки, которые допускают при создании текстов для сайта
Где заказать текст: обзор бирж контента и особенностей работы с ними
Дружественный интерфейс: как сделать дизайн сайта удобным