Сделайте футер сайта полезным
546 Андрей Батурин,Андрей Батурин
Многие считают, что футер — не слишком-то значимый блок сайта, потому что посетители редко заглядывают сюда. Его наполнение и функционал редко продумывается тщательно. Очень часто в подвал выносят все неважное и неинтересное, не заботятся о дизайне.
Дело в том, что футер получает свою долю пользовательского внимания. Следовательно, для него важно привлекательное оформление и продуманная структура. Его можно наполнить такими вещами, которые будут полезны для ресурса и его гостей. Как же сделать эффективным футер сайта?
Footer и его важность
Футер или подвал — нижняя часть страницы сайта. По классическим канонам веб-разработки сюда помещают необходимую информацию. Ту, которые играет не первые, а вторые роли. Как показывает практика, в футере может оказаться практически любой раздел: все зависит от тематики ресурса, его вида, специфики ЦА.
Согласитесь, есть полезная информация, но не настолько, чтобы размещать в главном меню. Оно же не резиновое. Классическая структура сайта хорошо знакома пользователям, они знают, что примерно можно обнаружить в футере. Поэтому не нужно думать, что он не получает внимания. Просто оно слабее.
Футер — место, куда стоит поместить значимые для пользователей второстепенные сведения, использовать его для обеспечения легкой навигации по сайту.
Преимущества подвала
Для footer практически нет ограничений. Расположиться здесь могут любые данные: контакты, карты, поиск и прочее. Даже у этого скромного (по сравнению с главной страницей или шапкой сайта) раздела есть свои сильные стороны.
Чем футер полезен бизнесу:
- Акцентируются важные сведения. Для этого используются разнообразные возможности: скроллинг, акцидентные цвета, баланс занятого и свободного пространства. Здесь можно поведать потенциальному клиенту историю компании, рассказать, в каких социальных медиа представлен бренд, порекомендовать свою email-рассылку, напомнить номер телефона.
- В футере люди привыкли искать карту сайта, чтобы было проще сориентироваться в навигации. Это ценный раздел, практически путеводитель по ресурсу! Располагать тут ссылки на значимые элементы меню в известной степени мудро: пользователю не придется скроллить вверх до шапки, чтобы перейти в интересующий раздел.
- Удобство гостя сайта — важный поведенческий фактор. Чем лучше свойства юзабилити ресурса, тем выше он оценивается поисковыми системами.
- Хороший футер, который покажет гостю «скрытые резервы» сайта, поможет увеличить конверсию, повысит лидогенерацию. Здесь крайне уместно разместить форму заказа, обратной связи, кнопку CTA, иконки соцсетей для перехода в сообщества. Как следствие, расширяется охват ЦА.
- В футере обычно скапливается концентрат пользы. Вместе со скучной, но крайне необходимой информацией. Речь идет о разного рода Therm of use, политике конфиденциальности и согласия на обработку персональных данных. Без этого большинство современных сайтов вообще не может существовать: существует предписание закона.
- Если пользователь последовательно просматривает ресурс сверху донизу, значит, его интерес высок либо он не находит того, что ищет. Поэтому подвал — это одновременно и последний шанс удовлетворить пользовательский запрос, и максимально привлечь внимание к изучаемому разделу. Поэтому он должен быть проработан особо тщательно.
Посмотрим, что может сделать footer полезным для сайта.
Что может располагаться в футере
В рамках публикации мы не станем разграничивать сведения о наполнении и дизайне. Они зависят друг от друга напрямую. Наполнение же всегда обусловлено видом сайта (согласитесь, промосайт и интернет-магазин требуют совершенно разных подвалов), спецификой бизнеса и ЦА, целями и пожеланиями владельца. Сейчас назовем те компоненты подвала, которые стоит разместить именно здесь. Хотя, повторимся, выбор всегда индивидуален.
Sitemap
Карта сайта, в которой содержится перечень всех страниц, выступает помощником для алгоритмов поисковиков. И для заблудившихся пользователей. Ее можно поместить в футер, тогда все странички легко проиндексируются.
Copyright
Обязанность граждан уважать авторские права прописана в Гражданском кодексе. Однако лишний раз напомнить не мешает. И о том, при каких условиях контент можно (или нельзя) использовать, и о том, что грозит за нарушение авторских прав.
Пользовательское соглашение
Уже упоминали выше о том, что политика конфиденциальности, условия использования веб-площадки, согласие на получение и обработку личных данных — крайне важные с точки зрения закона вещи. Владелец веб-ресурса обязан довести эту информацию до посетителей. Но в главных разделах ее обычно не размещают. А футер — подходящее расположение, к тому же, оно уже воспринимается как должное.
Контакты
Контактные данные для организации должны быть доступны пользователю всегда, это важная часть воронки продаж. Чтобы не заставлять человека перерывать весь сайт в поисках раздела, ссылку помещают и в главное меню, и в подвал.
Карта проезда
Она также создает дополнительные удобства для пользователя, увеличивает лояльность, положительно влияет на формирование доверия. Особенно важно для компаний, чье местоположение тесно связано с осуществляемой деятельностью.
Обратная связь
Каждому пользователю необходимо обеспечить возможность быстро получить информацию — задать вопрос, уточнить цену. Нельзя вынуждать гостя отыскивать варианты связи с менеджером. Формы все чаще размещаются в нескольких местах, там, где они особенно важны и заметны. И, как мы помним, подвал часто становится последним шансом удержать потенциального клиента.
Поиск по сайту
Особенно актуально для крупных ресурсов, порталов, интернет-магазинов. Там, где контента много, нужно обеспечить посетителю легкий доступ к нему. Строка поиска обычно помещается в хедере. Но не будет лишним продублировать ее в футере. Маленьким сайтам поиск не всегда нужен. Но если он все-таки есть, но его нельзя разместить в более заметном месте, подвал — разумное решение.
Призывы к активным действиям во всех их проявлениях
Здесь та же ситуациях, что и с формами связи. Призывы CTA должны быть заметными, в меру яркими, но не раздражающими. Для их размещения много подходящих мест — страницы услуг, заказа товаров, контактов, на главной. Но продублировать призыв к действию в футере более чем уместно. Такой подход будет работать на повышение конверсии.
RTB
Часто разнообразные социальные доказательства выносятся в специальный раздел — «Отзывы», «Почему нас выбирают», «Наши достижения», «Наша команда» и т. д. Но не всякий пользователь доберется до этой информации. Если для подобных сведений не нашлось местечка повыше, то в футере уместно расположить логотипы партнеров, несколько отзывов, примеры наград, сведения о местах в рейтингах.
Полезные ссылки
С помощью подвала можно дополнительно напомнить о каком-либо важном разделе, поместив ссылку на него. Пользователи уже привыкли, что футер помогает навигации. Особенно если искомое не найдено в основном меню.
К примеру, для интернет-магазина важно подсказать, что предусмотрена доставка, что можно производить оплату несколькими способами, что существуют условия для обмена и возврата товаров. Это можно сделать наполнением футера.
Социальные кнопки
Связь сайта с сообществами в соцсетях — значимая часть социального интернет-маркетинга. Сейчас кнопки соцсетей все чаще располагают в более заметных блоках сайта, поскольку роль SMM растет.
Однако, с точки зрения поведения пользователей, социальные кнопки не просто так размещают в футере. Человек просмотрел контент страницы, спустился вниз. Весьма вероятно, он собирается уйти. И лучше ему уйти не на конкурирующий ресурс, а в группу бренда в социальных медиа. Резонно сопроводить кнопки привлекательным призывом.
Ссылка на раздел «О нас»
Для интернет-магазинов, к примеру, важнее выгодно представить покупателю товар, а не занимать лучшие места ссылкой на страницу «О компании». Некоторые фирмы настолько скромны, что вообще не видят смысла создавать отдельную страницу. Или настолько молоды, что поведать пока не о чем. Тогда в футере можно дать о себе краткие сведения.
Новости, свежие публикации
Для многих компаний блог становится важнейшей частью продвижения, элементом стратегии контент-маркетинга. В этом случае ссылки стоит располагать выше и делать максимально приметными. Когда такой необходимости нет, можно использовать футер, чтобы пользователь дольше оставался на ресурсе. Поэтому логично предложить ему интересные новости или статьи блога на актуальные темы.
Вход в личный кабинет
Есть два типичных способа размещения для входа в ЛК или формы авторизации: в хедере и футере.
Подписки
Здесь логика та же, что и с кнопками соцсетей. Если человек уходит, то надо привлечь его внимание всеми возможными способами. К примеру, рассказать, почему ему стоит подписаться на вашу рассылку, чем она будет полезна. И предоставить форму для регистрации.
Что не надо помещать в подвал
Не стоит превращать футер в мусоросборник. Как мы убедились, у него своя роль, хоть и второго плана. Подвал удостаивается внимания определенной доли ЦА, поэтому его нужно использовать с максимальной пользой, а не во вред себе.
Чему не место в футере:
- Ненужным ссылкам.
- Лишним элементам навигации.
- Задвоенным ссылкам.
- Водянистым и бессмысленным SEO-текстам. Раньше такой подход был очень распространенным: опубликовать внизу страницы напичканный ключами текст, якобы полезный для SEO. Напомним, теперь за переспам можно попасть под фильтр. А пользователи давно не хотят тратить время на бесполезный контент.
Пожалуй, лучше оставить пустое пространство, а не заполнять чем попало. Если посетитель останется недоволен, то вы фактически подарите клиента конкурентам.
— Футер — завершающий штрих в оформлении и функционале сайта. Как и каждый элемент вашего представительства в Сети, он должен работать на привлечение прибыли и клиентуры. Поэтому прорабатывайте подвал по максимуму, это сделает его полезным и принесет выгоды бизнесу. Помните, что СТА в футере — реальный шанс повысить конверсию.