Загадочный ИКС — как повысить показатель качества сайта
3614 Андрей Батурин,
2018 год оказался плодотворным на преобразования в работе поисковых систем. Одним из знаковых событий стал отказ Яндекса от показателя, который использовался 19 лет! На смену индекса цитируемости сайта пришел индекс качества. Если тИЦ формировался в зависимости от внешней ссылочной массы, то ИКС учитывает преимущественно трафик и поведенческие факторы. Метрика пока совсем молодая, поэтому дать однозначные рекомендации, как использовать и как на нее повлиять, сложно. Но можно обобщить мнения SEO-специалистов и обозначить направления работы с сайтом, в результате которых ИКС повысится.Андрей Батурин
Чем ИКС отличается от тИЦ
тИЦ напрямую зависел от ссылочной массы. ИКС отличается уже тем, что на него очевидное воздействие оказывают общий трафик, органический, тематика ресурса и поведение на нем пользователей. Его введение стало своеобразным сигналом от Яндекса, указывающим, что в ранжировании и определении качества сайта учитываются сотни факторов, а не одни лишь ссылки.
Сравнение ИКС и тИЦ у одних и тех же сайтов показывает, что они не то чтобы не равны, но вообще сильно отличаются. Ресурсы, обладавшие высоким индексом цитируемости, по качеству показывают хорошие показатели далеко не всегда.
Новая метрика уже давно была необходима вебмастерам: тИЦ морально устарел, его учитывали в крайне редких случаях. ИКС обновляется примерно раз в месяц. В отличие от предшественника, он дает шансы даже молодым сайтом получить высокий балл, при условии их качества и популярности у посетителей.
Чтобы проследить закономерности в формировании ИКС своего сайта, надо:
- Анализировать, как он изменяется при проведении работ и корректировок.
- Учитывать при этом трафик, в том числе поступающий из рекламы, работать над его увеличением.
- Не сосредотачивать всю работу только на продвижении в поисковиках, но задействовать все доступные интернет-каналы для развития и популяризации ресурса.
Пока специалисты не торопятся давать точные и подробные рекомендации по работе с ИКС: мало опыта и практических наработок. Но определенные выводы уже можно сделать, хотя и с погрешностью на отсутствие полных данных и статистики. В частности, указывают, что ИКС прямо не влияет на ранжирование сайта. Стоит понять, как работает ИКС и нужно ли стремиться его повысить.
ИКС: методика расчета
Яндекс по традиции не раскрывает подробности определения показателя, лишь сообщает, что ИКС рассчитывается по итогам работы расширенного алгоритма. Как уже отмечено выше, основной фактор — поведение пользователей, удовлетворение контентом их информационных запросов.
Яндекс, конечно, схитрил: ИКС рассчитывается с учетом данных, содержащихся в других сервисах поисковой системы, которые вебмастерам теперь придется использовать, если они хотят получить высокую оценку. Помимо поиска, это Метрика, Карты, Дзен, Коллекции и другие.
Величина выражается числовыми значениями — это может быть 10, 200, 3 000 или, к примеру, 340 000, как у YouTube. Точную формулу для подсчетов ИКС интернет-общественность вряд ли узнает в обозримом будущем. Поэтому остается наблюдать, анализировать и делать выводы.
Факторы, учитываемые при определении ИКС
Первое, что нам достоверно известно от официальных представителей Яндекса: на ИКС оказывают влияние поведенческие характеристики.
Кратко вспомним, что к ним относятся:
- Средняя посещаемость;
- Показатель отказов;
- Длительность визитов;
- Возвращения пользователей;
- Прямые запросы и переходы из поиска;
- Количество и глубина просмотров.
Подробнее о поведенческих факторах читайте здесь.
Спорным является влияние на метрику длительности пребывания посетителя на веб-ресурсе. Но эта тема часто поднимается и при обсуждении алгоритмов ранжирования. Эксперты приходят к выводу, что длительность учитывается совокупно с тематикой сайта. Также подвергают сомнению влияние отказов и глубины просмотра страниц.
Новый показатель учитывает в определенной степени и факторы ранжирования. Сайты с высоким ИКС редко оказываются в конце выдачи.
По наблюдениям практиков, оказывают воздействие на величину ИКС:
- Наличие постоянных посетителей.
- Ссылки и цитирование ресурса другими сайтами.
- Присутствие сведений о площадке в сервисах Яндекса. Чем больше такой информации, тем выше ИКС.
- Упоминания в социальных сетях и переходы из них.
- Количество страниц на ресурсе (чем больше, тем лучше).
- Частота обновлений контента.
В целом, об ИКС можно сказать, что это величина комплексная, формируемая с учетом посещаемости сайта, его цитируемости, обновлений и регулярной работы с ним, наличия привлекательного и востребованного аудиторией контента, удобной навигации, безопасности ресурса. Как видим, были названы и внешние факторы (ссылочные), и внутренние (поведенческие, технические, маркетинговые). Поэтому работа над повышением показателя должна вестись в нескольких направлениях.
Как повысить ИКС сайта
Вебмастера приходят к мнению, что эта метрика не влияет на позицию ресурса в выдаче, но характеризует актуальное состояние, востребованность у публики, близость к совершенству. ИКС напрямую не участвует в ранжировании, так как это не поисковый алгоритм. Во всяком случае, пока. Поэтому достижение его высоких показателей не гарантирует попадание в ТОП.
Что в первую очередь нужно сделать, чтобы значение ИКС увеличилось:
- Улучшить контент. Избавиться от спамных сео-текстов, заменить их читабельными, интересными и полезными материалами. Сделать контент разнообразным.
- Планомерно проверить все аспекты функционирования сайта, для чего имеется оптимальное средство — комплексный аудит.
- Сократить число SEO-ссылок.
Как мы уже отмечали, свою роль играет активность в социальных сетях и трафик, приходящий из них. Поэтому надо работать над формами и стратегиями присутствия бренда в соцмедиа, проще говоря, нужно заняться SMM на профессиональном уровне. Это в современных условиях практически невозможно без «социальной» рекламы: свои площадки, кабинеты, форматы есть и во «ВКонтакте», и в Инстаграм с Фейсбуком.
Важно обзавестись постоянной аудиторией, которая регулярно будет посещать ресурс. Как этого добиться, зависит от вида веб-площадки. Интернет-магазины справляются с этой задачей пополнением ассортимента, проведением распродаж и предоставлением скидок. Информационным и коммерческим сайтам стоит продумать и внедрить долгосрочную контент-стратегию: материалы блога и иных разделов должны постоянно пополняться.
Со ссылочной массой тоже необходимо работать, но аккуратно. Яндекс засчитает ссылки в плюс, если они размещаются на авторитетных сайтах близкой тематики. Еще лучше, когда они имеют естественное происхождение: допустим, пользователи делятся ссылками на статью в соцсетях.
Еще можно рекомендовать разнообразные методы привлечения качественного трафика. О них мы вели разговор в этой статье. Невредными окажутся следующие советы:
- Постоянно повышайте качество ресурса.
- Уберите навязчивую рекламу, всплывающие баннеры и прочие раздражающие факторы.
- Делайте контент разнообразным и интересным.
- Старайтесь накапливать естественные ссылки и упоминания в авторитетных сообществах: блогах, профессиональных форумах, соцсетях.
- Избавьтесь от лишних ключей в текстах, заголовках и тегах. Делайте контент живым.
- Подключайте как можно больше каналов в Интернете для распространения информации о сайте, используйте рассылки.
- Если рассчитываете на продвижение в Яндексе, регистрируйтесь и проявляйте активность в его сервисах.
- Покупайте контекстную рекламу и рекламу в соцсетях.
— Итак, ИКС — новая метрика Яндекса, рассчитываемая по сложному и пока секретному алгоритму, который со временем будет совершенствоваться. Сразу с появлением этого показателя в Сети появились предложения от «умельцев» по накрутке ИКС. Делать этого не стоит, потому что их методы примитивны и строятся на временном разгоне трафика. Но показатель обновляется ежемесячно, поэтому, даже если он и повысится в результате накруток, то вскоре снова снизится. Прибавьте к этому риск получить санкции от Яндекса и распрощайтесь с этой идеей. Есть более надежные способы повысить ИКС — это постоянная работа с сайтом, улучшение качества публикуемого контента, развитие присутствия в социальных сетях и других интернет-каналах.