Что такое MVP и зачем он нужен вашему проекту:

Что такое MVP и зачем он нужен вашему проекту:

сайту, сервису, стартапу

84 Андрей Батурин,
Андрей Батурин

Андрей Батурин

Иногда в голову приходит хорошая идея для нового сайта, сервиса, продукта, но появляются сомнения в жизнеспособности этой идеи. Будет ли продукт пользоваться спросом, получится ли занять свою нишу, не возникнут ли в процессе сложности и подводные камни, о которых сейчас неизвестно? И в такой ситуации остается только два подходящих выхода: либо совсем отказаться от идеи, либо начать ее реализовывать в формате MVP. Если вы выбрали второй вариант, вам важно знать, что такое MVP, в чем его польза и основные особенности. Об этом и расскажем в статье.

Что такое MVP, как расшифровывается?

MVP расшифровывается как minimum viable product — в переводе с английского это значит “минимально жизнеспособный продукт”. Иными словами, это базовая версия вашего сервиса с минимальным набором функционала, который имеет ценность для пользователей.

Если зайти с другой стороны, можно сказать, что MVP — это рабочая версия вашей гипотезы, которая поможет понять, насколько гипотеза жизнеспособна, интересна и необходима потенциальным пользователям.

При этом важно понимать, что MVP — это не неполноценная, сырая версия продукта, которая не работает и не приносит пользу. Просто в MVP отсечены все маловажные детали, чтобы максимально сократить время работы над проектом.

Зачем MVP проекту: цели и задачи

Главная цель MVP — получить обратную связь на основную идею продукта/сервиса у заинтересованной аудитории (пользователей, инвесторов).

Преимущество работы с MVP в том, что он может сэкономить годы работы. Простой пример. У вас есть идея сервиса, и вы сразу приступаете к ее полноценной реализации: со всеми деталями, с дорогим дизайном, сложным функционалом — в общем, хотите сразу сделать все задуманное. Но через годы работы (а она легко может так затянуться, потому что в процессе нередко всплывают все новые и новые сложности, особенно у новичков) вы осознаете, что изначальная идея была нежизнеспособной — потенциальным клиентам просто неинтересно решение проблемы, которое вы придумали, у них немного другие потребности.

В результате вы потратили много денег, ресурсов и времени впустую.

Но начни вы работу над идее с MVP, вы бы намного раньше смогли протестировать бизнес-гипотезы на реальных пользователях и прийти к тому же результату, только с наименьшими потерями.

Все это подтверждается и статистикой: более трети всех стартапов закрывается по причине того, что у потенциальных пользователей нет спроса на эту идею. А теперь представьте, какие потери несут владельцы этих стартапов, которые решили пропустить этап работы над MVP, а сразу взялись за полноценную разработку.

MVP же — это версия продукта/сервиса, которую уже можно показать пользователям, чтобы получить их обратную связь, лучше понять их потребности и “боли”. И уже эту обратную связь можно и нужно учитывать в дальнейшей работе — корректировать свою идею, подстраивать ее под реальный потребности клиентов.

Зачем MVP

Итак, резюмируем — для чего нужен MVP:

  • чтобы протестировать бизнес-гипотезу на реальных пользователях;
  • чтобы сэкономить в случае, если окажется, что идея стартапа изначально нежизнеспособна;
  • чтобы ускорить время работы до получения реального результата, который можно “потрогать”;
  • чтобы увидеть слабые стороны своей идеи еще на начальном этапе и успеть их исправить;
  • чтобы презентовать идею стартапа потенциальным инвесторам, “продать” ее им.

В каких случаях нужен MVP?

MVP будет полезен практически в любом сложном проекте. Да, сайту-визитке, корпоративному сайту или лендингу MVP не нужен, но когда речь заходит о стартапах, веб-сервисах, приложениях, онлайн-системах и т.д., лучше начинать работу именно с MVP.

Вот несколько направлений, в которых создание MVP особенно оправдано:

  1. Интернет-магазины с большим количеством разделов и дополнительных функций (доставка, кредит, сравнения, отзывы и т.д.)
  2. Социальный сети — классические и нестандартные.
  3. Агрегаторы и маркетплейсы, в которых необходимо обрабатывать большой объем данных.
  4. Личный кабинет.
  5. Закрытый онлайн-сервис (например, только для сотрудников компании).
  6. Сервисы, которые интегрированы с другими сервисами (например, программы для документооборота).
  7. И т.д.

Закрытый сервис

Что важно учитывать при работе над MVP

Если вы решили начать работу над своей идеей с MVP, придерживайтесь следующих принципов, чтобы избежать распространенных ошибок.

  1. Всегда думайте, как сэкономить. Суть MVP заключается в том, чтобы максимально сократить возможные денежные расходы и время, затраченное на работу. Поэтому сразу определите, какой минимальный функционал позволит вам начать получать обратную связь, и остановитесь на нем.
  2. Смоделируйте путь пользователя в вашем сервисе. Чтобы MVP оказался полезен, вы должны четко понимать: как и зачем пользователь будет пользоваться вашим продуктым. Продумайте сценарий взаимодействия с продуктом и отталкивайтесь от него при работе над MVP.
  3. Постройте иерархию приоритетности функций продукта. Определите, в чем ключевая ценность вашего сервиса для пользователя — функция, которая обеспечивает эту ценность, и будет на верху иерархии. С нее нужно начать работу.
  4. Благодаря ясной иерархии определите, что конкретно будет входить в MVP-версию продукта. Отсекайте все лишнее, не тратьте много времени на дизайн, иллюстрации.
  5. Постоянно тестируйте. Когда у вас получится готовый MVP, протестируйте его сначала внутри команды, среди знакомых и друзей, соберите с них обратную связь. После этого можно показать MVP и реальным пользователям и собрать уже их впечатления о функционале. На основе фидбека доработайте MVP и снова проведите тестирование. Этот алгоритм можно повторять, пока вы не увидите, что идея — работает.

Что делать после MVP?

После MVP

Итак, у вас готов MVP, вы показали его реальным пользователям, собрали обратную связь, на ее основе улучшили продукт и теперь имеете полный список необходимых данных. Здесь перед вами открывается два пути.

  1. Если проверка гипотез показала нежизнеспособность идеи — не расстраивайтесь. Вас должна утешать мысль, что формат MVP помог вам быстро понять это и сэкономить много денег и времени.
  2. Если на идею есть реальный спрос, то вам дорога одна — дорабатывать продукт. К этому моменту у вас наверняка уже есть ясное понимание о сильных и слабых сторонах продукта. На сильных сторонах нужно делать акцент, слабые — подтягивать, все очевидно.

— MVP — это инструмент, который позволяет протестировать жизнеспособность идеи в реальных условиях, на реальных пользователях и собрать полезную обратную связь. На основе данных, которые вы получите на этапе MVP, можно принимать взвешенные решения о дальнейшем развитии идеи или о ее закрытии.

Понравилась статья? Сохраните у себя в соцсетях и поделитесь с другими!

Обсудить

Другие статьи по тегам

сайты веб-сервис

на эту тему

Что такое прототип
и прототипирование сайта
Зачем надо делать прототип сайта
Думайте о продвижение сайта ещё на этапе его разработки
Факторы, влияющие на SEO продвижение сайта
Веб-сервисы и веб-приложения для бизнеса: почему нужна такая разработка
Создание веб-приложений SPA и PWA для бизнеса