А/Б тестирование и его значение для сайта

А/Б тестирование и его значение для сайта

Андрей Батурин,
Андрей Батурин

Андрей Батурин

Представьте себе ситуацию: для вашего сайта разработали 2 варианта раздела «О компании». И вам нравятся оба! Они очень разные, но выглядят здорово и эффектно. А главное — пока совершенно непонятно, какая из двух версий больше понравится пользователям! Тут вам поможет А/Б тестирование. Разберемся подробнее: как это работает?

На первый взгляд, кажется, что пример с двумя версиями раздела «О компании» все ясно охарактеризовал. Создается 2 варианта страницы, каждый из которых демонстрируется только половине гостей сайта. В результате владелец останавливается на том варианте, который наиболее эффективен.

Так и есть, но это не единственная возможность использовать А/Б тестирование в пользу сайта. Итак, кому и в каких ситуациях оно пригодится?

Результаты, которых позволяет добиться А/Б тестирование

Что владельцу или администратору ресурса дадут такие тесты:

  • Возможность реальной оценки путей увеличения конверсии;
  • Анализ поведения посетителей на каждом из вариантов тестируемой страницы;
  • Контроль количественных показателей работы каждого варианта.

Простой пример: целевую страницу с одной из услуг компании вы сделали в двух версиях. На первой — кнопка с призывом «Позвонить нам», на второй — с призывом «Написать нам». За пару недель тестирования вы получили с этих страниц 3 звонка и 10 сообщений. Стало понятным, что ваша целевая аудитория лучше реагирует на призыв «написать».

пример аб тестирования

Это простейший пример, на самом деле тестировать таким путем можно множество изменений:

  • Добавление новых элементов функционала,
  • Разные стили дизайна,
  • Использование триггеров различного типа,
  • Разные виды контента,
  • Описания или оформление карточек товаров в каталоге и т. д.

Итоговая задача А/Б-тестирования — отыскать тот вариант, который приведет и задержит на вашем сайте большее количество посетителей, в результате чего у вас будет расти конверсия, улучшатся поведенческие факторы, увеличится сумма покупки и т. д.

С чего начинать?

С веб-аналитики: нужно пристально изучить метрику и понять, какие разделы требуют совершенствования. А на каждой конкретной из проблемных страниц — установить, какие показатели страдают, где выше процент отказов, что мешает или раздражает пользователя?

Далее подбираются варианты корректировки. К примеру, мы хотим поменять призывы к действию на сайте. У нас везде указано «Позвонить», а нужно протестировать вариант «Получить бесплатную консультацию».

Чтобы тест стартовал, надо подготовить «дубль» страницы, а также с помощью особых сервисов рассредоточить трафик на 2 потока, один из которых будет попадать на страничку «Позвонить», второй — на страничку «Получить бесплатную консультацию».

Само собой, равенство двух половин трафика будет примерным. Крайне важно учесть все его источники, а при разделении позаботиться о том, чтобы состав трафика был одинаков для обоих вариантов.

две части трафика должны быть одинаковыми по источникам и объему

После истечения отпущенного на тестирование времени нужно объективно оценить его результаты. Если в первом случае конверсия составляет 2%, а во втором – 20%, то вывод очевиден: нужно применять вариант с бесплатной консультацией на постоянной основе.

Что тестируют чаще всего?

Конечно, это функционал, дизайн, контент сайта во всем их многообразии:

  • Дизайнерские решения (оттенки, стили, шрифты),
  • Призывы, оформление кнопок активного действия, их расположение,
  • Контент: заголовки, описания товаров, форматы и объем статей,
  • Формы обратной связи, их параметры и особенности размещения,
  • Элементы, ведущие в воронку продаж,
  • Варианты цен, предложений,
  • Формулировки услуг,
  • Изображения,
  • Структура страницы и пр.

А вообще трудно найти элемент, который нельзя проверить сплит-тестированием.

трудно найти элемент

Чтобы оно дало объективные итоги, нужно избавиться от воздействия внешних и случайных факторов. Для этого эксперименту надо обеспечить равные условия — по времени, составу трафика. Выборку нужно очистить от «случайных» результатов — к примеру, отфильтровать своих же сотрудников, которые просто зашли «посмотреть».

— Для объективности тестирования настоятельно рекомендуется вносить и отслеживать результаты одного изменения! Когда сразу на странице поменялся дизайн, шрифт, вид карточки товаров и т. д., объективно оценить, что повысило или понизило конверсию, уже не получится.

— Многие считают А/Б тестирование излишним и ненужным. Еще есть мнение, что оно может обернуться потерей позиций в выдаче, а из-за «задваивания» страниц сайт может попасть под фильтры поисковиков. Это заблуждение, Гугл даже дает инструкции и инструменты, позволяющие сделать все корректно.

— Применение подобных тестов поможет вам сделать страницы сайта более эффективными! Это и есть тот главный повод использовать сплит-тестирование на практике.

Понравилась статья? Сохраните у себя в соцсетях и поделитесь с другими!

Обсудить

Другие статьи по тегам

сайты интернет-маркетинг

на эту тему

Протокол HTTPS — подробности
Почему сайту нужна система комментирования и какую выбрать
Подбор ключевых слов для продвижения сайта
Landing page: секреты эффективности
Правила составления семантического ядра
SMO — что это?
Как техническая сторона сайта влияет на продвижение