А/Б тестирование и его значение для сайта
31 Андрей Батурин,Андрей Батурин
Представьте себе ситуацию: для вашего сайта разработали 2 варианта раздела «О компании». И вам нравятся оба! Они очень разные, но выглядят здорово и эффектно. А главное — пока совершенно непонятно, какая из двух версий больше понравится пользователям! Тут вам поможет А/Б тестирование. Разберемся подробнее: как это работает?
На первый взгляд, кажется, что пример с двумя версиями раздела «О компании» все ясно охарактеризовал. Создается 2 варианта страницы, каждый из которых демонстрируется только половине гостей сайта. В результате владелец останавливается на том варианте, который наиболее эффективен.
Так и есть, но это не единственная возможность использовать А/Б тестирование в пользу сайта. Итак, кому и в каких ситуациях оно пригодится?
Результаты, которых позволяет добиться А/Б тестирование
Что владельцу или администратору ресурса дадут такие тесты:
- Возможность реальной оценки путей увеличения конверсии;
- Анализ поведения посетителей на каждом из вариантов тестируемой страницы;
- Контроль количественных показателей работы каждого варианта.
Простой пример: целевую страницу с одной из услуг компании вы сделали в двух версиях. На первой — кнопка с призывом «Позвонить нам», на второй — с призывом «Написать нам». За пару недель тестирования вы получили с этих страниц 3 звонка и 10 сообщений. Стало понятным, что ваша целевая аудитория лучше реагирует на призыв «написать».
Это простейший пример, на самом деле тестировать таким путем можно множество изменений:
- Добавление новых элементов функционала,
- Разные стили дизайна,
- Использование триггеров различного типа,
- Разные виды контента,
- Описания или оформление карточек товаров в каталоге и т. д.
Итоговая задача А/Б-тестирования — отыскать тот вариант, который приведет и задержит на вашем сайте большее количество посетителей, в результате чего у вас будет расти конверсия, улучшатся поведенческие факторы, увеличится сумма покупки и т. д.
С чего начинать?
С веб-аналитики: нужно пристально изучить метрику и понять, какие разделы требуют совершенствования. А на каждой конкретной из проблемных страниц — установить, какие показатели страдают, где выше процент отказов, что мешает или раздражает пользователя?
Далее подбираются варианты корректировки. К примеру, мы хотим поменять призывы к действию на сайте. У нас везде указано «Позвонить», а нужно протестировать вариант «Получить бесплатную консультацию».
Чтобы тест стартовал, надо подготовить «дубль» страницы, а также с помощью особых сервисов рассредоточить трафик на 2 потока, один из которых будет попадать на страничку «Позвонить», второй — на страничку «Получить бесплатную консультацию».
Само собой, равенство двух половин трафика будет примерным. Крайне важно учесть все его источники, а при разделении позаботиться о том, чтобы состав трафика был одинаков для обоих вариантов.
После истечения отпущенного на тестирование времени нужно объективно оценить его результаты. Если в первом случае конверсия составляет 2%, а во втором – 20%, то вывод очевиден: нужно применять вариант с бесплатной консультацией на постоянной основе.
Что тестируют чаще всего?
Конечно, это функционал, дизайн, контент сайта во всем их многообразии:
- Дизайнерские решения (оттенки, стили, шрифты),
- Призывы, оформление кнопок активного действия, их расположение,
- Контент: заголовки, описания товаров, форматы и объем статей,
- Формы обратной связи, их параметры и особенности размещения,
- Элементы, ведущие в воронку продаж,
- Варианты цен, предложений,
- Формулировки услуг,
- Изображения,
- Структура страницы и пр.
А вообще трудно найти элемент, который нельзя проверить сплит-тестированием.
Чтобы оно дало объективные итоги, нужно избавиться от воздействия внешних и случайных факторов. Для этого эксперименту надо обеспечить равные условия — по времени, составу трафика. Выборку нужно очистить от «случайных» результатов — к примеру, отфильтровать своих же сотрудников, которые просто зашли «посмотреть».
— Для объективности тестирования настоятельно рекомендуется вносить и отслеживать результаты одного изменения! Когда сразу на странице поменялся дизайн, шрифт, вид карточки товаров и т. д., объективно оценить, что повысило или понизило конверсию, уже не получится.
— Многие считают А/Б тестирование излишним и ненужным. Еще есть мнение, что оно может обернуться потерей позиций в выдаче, а из-за «задваивания» страниц сайт может попасть под фильтры поисковиков. Это заблуждение, Гугл даже дает инструкции и инструменты, позволяющие сделать все корректно.
— Применение подобных тестов поможет вам сделать страницы сайта более эффективными! Это и есть тот главный повод использовать сплит-тестирование на практике.