Кейс: разработка медицинской программы для трекинга эндоскопов
Сфера медицины — одна из самых сложных, когда дело касается разработки сайтов, веб-сервисов и программного обеспечения. Причина в том, что от результата разработки во многом зависит здоровье, а то и жизнь пользователей — и браться за такие проекты стоит, только имея соответствующий опыт, экспертизу и знание уникальных особенностей сферы.
Мы в RedKrab имеем опыт разработки сайтов и сервисов для медицинских компаний, поэтому и за этот сложный проект взялись без раздумий.

Клиент
С предложением взяться за разработку этого проекта к нам обратилась московская компания “Фармстер”. Она занимается поставкой медицинского оборудования в клиники и больницы, а также его всесторонним обслуживанием. Одним из направлений деятельности компании является поставка медицинских эндоскопов, и текущий проект был связан именно с этим оборудованием.
Задачи
Клиент обратился к нам за разработкой уникального программного обеспечения — сервиса для треккинга эндоскопов в эндоскопических отделениях клиник и больниц. Нам предстояло с нуля разработать решение, которое автоматизирует сложный процесс, упростит работы медицинского персонала и поможет повысить безопасность во время эндоскопических процедур.
Зачем нужна специальная программа для контроля эндоскопов?
Для начала кратко расскажем о важности проекта — в том числе социальной. Эндоскопия — это медицинская процедура, при которой квалифицированные врачи с помощью специального устройства (эндоскопа) проводят исследование внутренних органов и тканей пациента: желудок, кишечник и т.д.
Очень важно, чтобы во время процедуры соблюдались требования к безопасности — в противном случае возможен риск инфекции, из-за которой состояние пациента ухудшится, а клинику будут ждать юридические риски.
Поэтому существует детальный протокол для использования и хранения эндоскопов, который призван исключить вероятность ошибок. Однако в настоящий момент медицинские учреждения реализуют этот протокол в ручном режиме, из-за чего сохраняется риск ошибки в связи с человеческим фактором.
К тому же, ручной контроль отнимает много времени у персонала клиник на составление отчетов и ведение документации.
Решением этих проблем стала разработка специального ПО, которое автоматизирует контроль и учет за эндоскопами.
Проект получил названием “Эндоклик”, и мы в RedKrab приступили к его разработке.
Проектирование
При разработке медицинской программы “Эндоклик” предстояло учесть много важных особенностей. В первую очередь — детально разобраться, как осуществляется процесс работы с эндоскопами — ведь именно его нам и предстояло автоматизировать.
Представители клиента предоставили подробную видеоинструкцию с описанием всего процесса и ролями каждого участника процедуры: медсестры, врача, дезинфектора и пр. Эти данные помогли нам составить пользовательский путь для будущей программы.

Также необходимо было учесть официальные требования СанПИН, медицинские ГОСТы и другие нормативные акты, которые регулируют процедуру эндоскопии. При проектировании мы опирались на следующие нормативные акты:
- ГОСТ 34.003-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Термины и определения»;
- ГОСТ 34.201-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем»;
- ГОСТ 34.601-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания».
- ГОСТ 34.602-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы»;
- ГОСТ 34.603-92 «Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем»;
- РД 50-682-89 «Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Общие положения»;
- ГОСТ Р 50-34.126-92 «Рекомендации. Информационная технология. Правила проведения работ при создании автоматизированных систем»
- СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней"
- ЭПИДЕМИОЛОГИЯ. ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ Обеспечение эпидемиологической безопасности нестерильных эндоскопических вмешательств на желудочно-кишечном тракте и дыхательных путях Методические указания МУ 3.1.3798—22
- Форма журнала соответствует Приложению 34 к Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней"
- Приказ 974н об утверждении правил проведения эндоскопических исследований.
Все эти требования легли в основу логики при разработке медицинской программы — чтобы ее функционал последовательно вел пользователя по всем этапам, не давая пропустить ни один шаг.
Технический стек проекта
Система реализована на следующих технологиях:
- Frontend – фреймворк Next JS (React);
- Backend – платформа Node JS Express;
- СУБД – PostgreSQL.
Настройка ролей пользователей
Работать в медицинской программе “Эндоклик” будут разные типы пользователей.
В первую очередь, это медсестра, которая доставляет эндоскоп из хранилища, проверяет его статус, доставляет врачу, фиксирует в программе всю необходимую информацию (состояние оборудования, время начала и завершения процедуры и пр.), затем возвращает эндоскоп и ставит задачу на его очистку.
Также доступ к программе должен быть у врачей — эпидемиолога и эндоскописта — для проверки статуса эндоскопа, работы с журналом регистрации исследований, мониторинга процессов обработки и использования эндоскопического оборудования, анализ данных при выявлении случаев внутрибольничного инфицирования и пр.
Свой доступ необходим и дезинфектору — специалисту, осуществляющему окончательную очистку эндоскопов.
Отдельный доступ выдается администратору, чтобы он мог добавлять и удалять учетные записи пользователей, наименования эндоскопов, виды моющих средств и т.д.
С программой могут также работать заведующий отделением, старшая медицинская сестра, врач-эпидемиолог.
Для каждого типа пользователей мы проработали собственный функционал и интерфейс. Часть функций у них пересекаются, но также есть и уникальные функции, доступные только конкретному типу пользователя.
Для наглядности процесса мы составили схему, в которой отразили особенности взаимодействия всех акторов (пользователей):

Функционал
При разработке медицинской программы "Эндоклик" мы в соответствии с ТЗ реализовали следующий функционал:
-
Трекинг эндоскопов: отслеживание использования оборудования с учетом хранения, применения в процедурах, мойки, сушки, ремонта и утилизации.
-
Электронное заполнение Журнала регистрации исследований, выполняемых в отделе эндоскопии и сохранение информации о проведенных процедурах.
-
Обеспечение безопасности эндоскопических вмешательств: строгое документирование и сохранение истории действий при обработке эндоскопов для каждого вмешательства.
-
Контроль допустимого срока хранения эндоскопов в процессе сушки и хранения гибких эндоскопов.
-
Возможность обращения в техподдержку.
-
Поддержка процедур ремонта и выведения оборудования из эксплуатации
-
Возможность работать с минимальным взаимодействием непосредственно работающих с эндоскопами сотрудников с экранами электронных устройств - практически все организовано через сканирование соответствующих штрих кодов
Интерфейс программы для разных ролей
Роль медсестры

Роль дезинфектора

Роль старшей медсестры

Роль эпидемиолога

Роль эндоскописта

Роль администратора

Как работает медицинская программа трекинга эндоскопов
Типичный пользовательский сценарий представляет собой следующие действия:
-
Пациента вызывают в процедурную, и медсестра отправляется за эндоскопом в место хранения эндоскопов.
-
Медсестра сканирует свой штрихкод в приложении на планшете перед входом в хранилище и переходит на экран системы «На хранении».
-
Медсестра выбирает эндоскоп, забирает его и фиксирует в программе, сканируя штрихкод на устройстве.
-
Медсестра доставляет эндоскоп в процедурную и снова сканирует его штрихкод для перехода в следующие состояния — «Доставлен в процедурную» и «Исследование начато».
-
Медсестра вводит id пациента, которому назначена процедура, в систему либо сканирует штрихкод. Остальные данные эндоскопист заполняет позднее.
-
Затем сканируется штрихкод эндоскописта, и он выполняет процедуру.
-
Медсестра снова сканирует штрихкод эндоскопа для перехода в состояние «Исследование завершено».
-
Медсестра перемещает эндоскоп на проверку герметичности, он переходит в состояние «Доставлен на тест»
-
Медсестра проводит тест на герметичность и выставляет соответствующий статус.
-
Медсестра доставляет эндоскоп в моечную и выбирает этот статус.
-
Далее дезинфектор занимается очесткой устройства по такому же принципы и доставляет его в хранилище.
В результате каждое действие с эндоскопом задокументировано в программе, и шанс пропустить какой-либо из этапов стремится к нулю. Схематически система взаимодействия компонентов программы выглядит следующим образом:

Система учета
Одной из важнейших задач разработки медицинской программы “Эндоклик” также было создание системы учета оборудования. Разработанное нами решение позволяет упростить расследования случаев инфицирования пациентов и удовлетворения претензий по качеству обработки эндоскопов при возникновении нештатных ситуаций.
Информация обо всех действиях должна храниться 5 лет. При заражении пациента назначается расследование, в котором необходимо оперативно выяснить, кто когда и как проводил манипуляции с оборудованием (чистил, переносил и пр.), кто еще был осмотрен с использованием этого оборудования.
Ранее все записи были на бумажных носителях, и найти нужную информацию было сложно и долго. Однако разработанная система позволяет найти нужную информацию мгновенно, используя удобный фильтры поиска.
Также программа обеспечивает удобное ведение базы данных по каждому эндоскопу, оборудованию, сотрудникам и их действиям, включая создание электронных журналов с возможностью вывода на печать.
Особое внимание — системе безопасности
Так как программа оперирует важными данными, касающимися здоровья пациентов, необходимо было продумать и разработать надежный протокол безопасности. Мы настроили регулярное резервное копирование данных, чтобы избежать их потери.
Резервное копирование производится автоматически ежедневно с возможностью настройки частоты создания резервных копий через административную панель. Поскольку система не хранит отдельных файлов, резервная копия создается только для базы данных.
В зависимости от варианта поставки системы, резервные копии создаются по-разному:
-
Локально: для локальных установок резервные копии хранятся на отдельных серверах внутри инфраструктуры ЛПУ.
-
Облако: в облачном режиме резервные копии хранятся на удаленных серверах с обеспечением дублируемости данных.
Позаботились о патентной чистоте программы
Система разработана с учетом того, чтобы пройти проверку в Роспатенте и быть включенной в Единый реестр российского программного обеспечения.
Таким образом, система отвечает требованиям действующего законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах по патентной чистоте и обладает неограниченной лицензией на использование.
Подготовили всю необходимую документацию
Для удобства пользования системой, включая ее внедрение в медицинских учреждениях, составление отчетности и иных действий, мы разработали для заказчика подробную документацию. Она включила:
-
Техническое задание;
-
Пояснительная записка;
-
Программа и методика испытаний;
-
Руководство пользователя;
-
Руководство (технологическая инструкция) администратора.
Дизайн
При работе над проектом главным фокусом был функционал — его удобство и стабильность работы. Дизайн же должен был не отвлекать от основного предназначения программы, поэтому мы сделали его максимально “легким” и не бросающимся в глаза. Мы использовали мягкие оттенки синего и голубого для акцентирования внимания на ключевых инструментах интерфейса.
Верстка
Программа функционирует в двух версиях: настольной (то есть на компьютерах/ноутбуках), а также мобильной версии для специальных планшетов, используемых в работе клиники.
Интеграция
В разработке находится интеграция пользовательской системы с профессиональным медицинским оборудованием — сушильные шкафы и дезинфекционная техника.
Сложности
Проект продолжает развиваться и дорабатываться. Планируется обеспечить полностью бесконтактное взаимодействие с оборудованием. На данный момент прорабатываются варианты управления пользовательским интерфейсом при помощи голосового ввода и при помощи распознавания жестов.
Потенциал масштабирования проекта
Система "ЭндоКлик" разработана с учетом возможности масштабирования — то есть в будущем программа планируется к внедрению и в других медицинских учреждениях разного размера. Архитектура системы позволяет легко добавлять новые серверы и устройства, а также увеличивать объемы данных без потери производительности.
Каждое медицинское учреждение будет функционировать отдельно и независимо от остальных. Это позволяет легко осуществлять горизонтальное масштабирование системы, добавляя новые серверы по мере увеличения нагрузки на существующие.
Для поставки программного обеспечения в медицинские учреждения реализована система выдачи/ввода и обновления лицензии. Лицензия имеет ограниченный срок действия и возможность обновления.
Кому будет полезно
Кейс по разработке медицинской программы для трекинга эндоскопов будет актуален для медицинских организаций, которым необходимо надежное, удобное ПО для упрощения внутренних процессов и повышения безопасности в вопросах соответствия требованиям нормативных актов. Также кейс в целом показывает возможности нашей студии RedKrab в разработке больших проектов под уникальные запросы клиента. Мы хорошо умеем автоматизировать процессы бизнеса, даже те, которые на первый взгляд кажутся сложными.
Результаты
Программа “Эндоклик” полностью готова, и клиент уже занимается ее внедрением в московском НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Сейчас закупается необходимое оборудования для развертывания системы. После успешного тестирования запуска программа планируется к внедрению и в других крупных клиниках России.
Нужна разработка медицинской программы?
Пишите, за 10 минут разберем задачи и рассчитаем примерную стоимость проекта.
Или звоните +7 (812) 925-77-70
Звоните, за 10 минут уточним задачи и рассчитаем примерную стоимость проекта.
тел.: +7 (812) 925-77-70