Как создавать вирусный контент
214 Андрей Батурин,Андрей Батурин
Мы уже говорили о том, что такое вирусный маркетинг, как он возник, какими примерами его можно проиллюстрировать, какие имеются плюсы и минусы вот в этой статье. Там же мы пришли к выводу, что вирусность для контента — свойство полезное, но тяжелое в реализации. Теперь решили собрать советы о том, как создавать вирусный контент.
Что лежит в основе вирусности, то есть естественного распространения контента
Массовое распространение по Сети поста, статьи или видео можно разложить, скажем так, на 3 слагаемых успеха. Важны все три элемента, один без другого не сработает.
Оптимизация под поиск
Очевидно, что если трафик будет приходить из поисковых систем тогда, когда контент оптимизирован под их алгоритмы. Тут важно соблюдение и рекомендаций SEO, и работа интернет-маркетолога, и следование стратегии.
Повторяться не будем, по этим темам будет полезно изучить многие статьи нашего блога по теме «Маркетинг». Без оптимизации не получится быстро создавать вирусный контент на разных платформах, получать ссылки и распространение за короткий период времени.
Оптимизация ресурса
Когда говорят о креативе, который мгновенно подхватывается массами и разлетается, как горячие пирожки, почему-то часто упускают из виду, что основная платформа представления контента — сайт.
И он должен быть оптимизирован:
- Легок в использовании для пользователей.
- Привлекательно и незаурядно оформлен.
- В достаточной степени авторитетен.
- Чтобы посетители делились контентом, для этого надо создать все условия. Это выражается во многих аспектах, от правильного расположения и заметности кнопки «поделиться» до привлекательности заголовка и самого содержания.
Также следует оптимизировать ресурс для мобильных устройств, а контент сделать доступным в различных форматах. Это позволит пользователям выбирать наиболее предпочтительный, потому что некоторым больше нравится видео, другим — текст, третьим — фото.
Профилирование на разных платформах
Чтобы стратегически верно подготовиться к шквалу популярности, который принесет вирусный контент, надо заранее выстроить площадки для его распространения. Платформ может быть несколько (соцсети, мессенджеры, видеоблоги, массмедиа). Но они уже должны быть активными, «живыми», хотя бы с минимальной аудиторией.
Для успешного управления активностями в социальных медиа стоит нанять эксперта по контент-маркетингу. Важно понимать, что сам по себе вирусный контент, если он запускается ситуативно, без разработки стратегии, не даст стабильного роста (узнаваемости бренда, повышения лояльности и т. д.).
Но привлечение агентства или приглашение специалиста в штат часто не подходит малому бизнесу по бюджету или по иным соображениям.
Есть несколько идей, которые помогут начать распространять ваш контент в Интернете и собрать на различных площадках аудиторию для старта:
- Запускайте рассылки по электронной почте и в мессенджерах.
- Распространяйте контент в нишевых группах на Facebook.
- Найдите перспективных блогеров в своей сфере, которые только начинают развиваться, чтобы они продвигали ваши публикации. У влиятельных персон — высокие цены, а новички будут рады сотрудничеству.
- Запустите рекламу в Фейсбуке и Instagram, чтобы набрать подписчиков.
- Меняйте формат контента под разные платформы: текст превратите в презентацию или короткое видео, которое можно разместить на YouTube, фото из статей с краткими пояснениями добавляйте в Instagram или сделайте историю. Словом, экспериментируйте!
- Проводите активности (конкурсы, обсуждения, промоушн-акции), чтобы у аудитории был стимул делиться контентом.
Так вы подготовите почву для дальнейших действий и запуска вирусов. Нужно творчески подойти к этому — как лучше переформатировать контент под разные площадки, как вызвать реакции той публики, которая у вас уже есть. Это может оказаться методом проб и ошибок, но для начала — отличный вариант. Так вы сможете увидеть разницу платформ, оценить, какие из них приносят больше трафика и реакций.
Виды контента, которые привлекают трафик на сайт
Здесь разговор пойдет не о конкретных примерах материалов, которые дают виральный эффект, а в принципе о трендовых видах контента, которые имеют все шансы стать вирусными. И увеличить поступающий на сайт трафик и количество естественных ссылок!
- Практические руководства — статьи, где полностью описывается процесс, как сделать что-либо. Такой контент можно называть how to, лайфхаками, инструкциями, гайдами: смысл от этого не меняется. Руководства востребованы аудиторией, вы и сами наверняка искали ответы на вопросы вроде «как приготовить цыпленка табака» или «как повысить ИКС сайта».
- «Невредные советы». Подборки несущих ценность рекомендаций любят все. К примеру, «15 лайфхаков для контент-маркетолога», «5 запретных тем для корпоративных страниц в соцсетях». Возможно, особую интригу вносит присутствие числа в названии. Может быть, у читателя на подсознательно уровне срабатывает реакция — «Всего 5? Значит, это быстро и полезно, надо посмотреть».
- Интервью с известными в своей сфере людьми. Это не обязательно должна быть знаменитость, но точно авторитетная персона, эксперт в какой-либо отрасли, естественно, касающейся вашего направления бизнеса.
- Кейсы. Они уже прижились практически повсеместно: их публикуют даже мастера маникюра. Этот жанр знакомит читателей с компанией, что называется, в деле.
- Критика, рецензии. Таким путем тоже можно заманить ЦА, поскольку контента стало очень много. Люди ищут рекомендации, так как медиасфера сильно перегружена «пустыми и водянистыми» книгами, видеолекциями, блогами, фильмами. Пользователи предпочитают сначала ознакомиться с откликами, а уже потом выбрать, какой контент посмотреть, почитать.
- FAQ или краткие ответы на вопросы. Такой раздел вообще очень выгодно иметь на сайте: посетители туда заглядывают частенько, поскольку раздел предполагает сжатость и информативность, а также практическую ценность. Поэтому же «любят» вопросы-ответы и алгоритмы: у них есть все шансы оказаться в быстрых блоках выдачи Гугла, а о пользе ответов для голосового поиска мы недавно говорили тут.
- Сторителлинг. У нас есть о нем небольшая, но емкая статья, советуем почитать.
- Рейтинги. Этот вид контента привлекателен за счет отсутствия лишней информации. Отборные сведения подаются кратко, дают возможность быстро оценить ситуацию.
- Пошаговые инструкции или алгоритмы. Не стоит их путать с практическими руководствами, поскольку они вполне могут быть краткими. Алгоритм же предполагает, с одной стороны, полное освещение темы, с другой, четкую структурированность подачи материала, с третьей, реализуется чаще всего в виде лонгрида.
- «Белые книги». Электронная книга, выпущенная компанией, мгновенно поднимает ее в глазах читателей на качественно другой уровень. Это отличный продукт для рассылки, подарков, повышения лояльности у ЦА и формирования положительной репутации.
Получается, что любой контент может стать вирусным, если он сделан качественно и в жанрах, названных выше? Что тогда отличает его?
Написанное не означает, что надо отказаться от любых других идей и создавать вирусный контент названных разновидностей. Надо экспериментировать, учитывая то, что на 100% хорошо заходит у публики. Тут же надо учитывать специфику бизнеса, своей ЦА и другие факторы. К тому же, здесь перечислены жанры, а где брать темы?
Источники тем для вирусного контента
Не будем углубляться в теорию и вспоминать о методах генерации креатива, хотя и это надо использовать. Назовем 4 простых и всегда работающих метода:
- Мониторьте новости на предмет событий, однозначно заинтересовавших публику. Подстроив свой контент под обсуждаемую тему, вы соберете отличный трафик и реакции.
- Отслеживайте площадки конкурентов. И сайты, и блоги, и соцсети, и иные каналы. Не с той целью, чтобы быстро обнаружить и стянуть яркий инфоповод, а чтобы заметить несоответствие или ошибку и вступить в полемику, предложить более подробные сведения или обосновать иную точку зрения на какую-либо проблему и т. д.
- Изучайте популярные посты в социальных сетях. В Инстаграм находить тренды и новинки помогают хэштеги. Отчасти присутствуют они и во «ВКонтакте», кроме того, есть онлайн-сервисы, помогающие быстро отыскать популярные темы.
- Анализируйте активности лидеров мнений в своей среде. Таких людей надо знать в лицо, хотя бы потому, что к ним прислушивается ЦА. Высказанную ими точку зрения также можно использовать для создания своего контента — развивать обсуждение, вступить в диалог, помочь противостоять нападкам, приводя аргументы.
Так как создать вирус? Алгоритм
- Начните с заголовка. Основные правила — привлекательность и интрига.
- Пишите текст так, как будто рассказываете об очень важном и сокровенном другу.
- Не обо всех событиях стоит живописать словами: все, что можно передать инфографикой, картинками, анимациями, видео, передавайте именно так.
- Контент должен провоцировать эмоции. Не обязательно положительные: гнев или возмущение объединяют аудиторию сильнее и быстрее.
- Следите, чтобы тема вашего вируса была острой, злободневной. Если событию уже пару дней, вы рискуете оказаться неактуальным. Если только не представляете новые факты по данному поводу.
- Используйте сторителлинг. Излагайте историю не обезличенно, а от имени участника.
- Если вы создаете инструкции, руководства, ответы на вопросы, проявите весь профессионализм, подчеркивайте свою экспертность, но ненавязчиво.
- Постоянно находитесь в поиске того, чем еще никто не развлекал публику. Используйте эти находки в качестве основного или дополнительного мотива при создании поста.
- Ставьте себя на место типичного представителя аудитории и говорите от его имени. Так, чтобы в контенте каждый читатель мог узнать себя.
- Заботьтесь о продвижении контента, потому что под лежачий камень вода не течет.
Как сделать контент вирусным
Чтобы материал естественным образом распространялся по Сети, он должен:
- Привлекать внимание.
- Удерживать его.
- Быть достойным репоста (т. е. представлять собой ценность, новизну, социальную валюту, абсолютный тренд).
Но и кода все эти условия соблюдаются, аудиторию надо стимулировать, иначе контенту трудно стать вирусом. Можете воспользоваться одним из трех методов или изобрести свой.
Реклама — двигатель торговли
Да, не стоит пренебрегать платными способами продвижения, даже если у вас гениальный пост. Просто сейчас очень высокая конкуренция, а реклама даст необходимый толчок на старте.
В спорах рождается истина
Но пока кто-то не выскажет первым свое мнение относительно поста, другим пользователям сложнее начать диалог, дискуссию. Поэтому полезно подстегнуть этот процесс — публиковать первые комментарии своими силами, чтобы далее обсуждение быстрее обросло новыми участниками.
Сыграть на чувствах
Трогает тот контент, который точно попадает в боль или вызывает иной эмоциональный отклик. Чувства могут быть и негативного, и положительного характера. Замечено, что выхода сильнее требуют переживания со знаком минус: ярость, раздражение, волнение, чувство опасности. Это не значит, что вам надо использовать только их, забыв о положительных. У светлых эмоций тоже большая «амплитуда»: радость, удивление, умиление, нежность, ностальгия, сопереживание, восторг и т. д.
Как именно это можно применять:
- Взять некое явление, которое всех бесит или раздражает либо наоборот, умиляет, смешит.
- Брать отвлеченную, но эмоциональную тему и адаптировать ее под себя.
- Использовать тренды: интерактив, VR, пользовательский контент, а также чаще экспериментировать с форматами подачи информации.
— Подводя итог, скажем, что практика в вопросах создания вирусного контента гораздо важнее любой теории. Есть один надежный критерий, который поможет вам проверить — зайдет креатив или нет. Четно ответьте — сами бы вы отправили к себе на стену такой контент?